
Джокер против Бэтмена. Кончится ли капитализм в Готэме?
Клоун и летучая мышь
Главный герой Джокера — Артур Флек, человек, страдающий различными видами психических расстройств, живущий на задворках общества. Он мечтает стать комиком и ежедневно работает клоуном. Его усыновили, и в юности он подвергался физическому и моральному насилию со стороны отчима. Он был в психиатрической больнице. Он живет со своей приемной матерью (тоже психически больной) в грязной квартире. Его коллеги не хотят иметь с ним ничего общего, они высмеивают его, относятся к нему как к антитезе.
Единственная форма помощи, на которую может рассчитывать главный герой, — это визиты к назначенному по должности психотерапевту. Однако им приходит конец, когда городские власти начинают урезать расходы из-за экономического кризиса. Хотя в фильме это прямо не указано, одним из психических расстройств, от которых страдает Артур, является депрессия. Главный герой регулярно фантазирует о смерти, о чем свидетельствуют, например, записи из его дневника. Когда в третьей сцене фильма психотерапевт листает дневник Артура, на экране на мгновение виден один из них — главный герой описывает ситуацию, в которой он нашел на улице мертвеца.
У главного героя фильма Мэтта Ривза также проявляются симптомы психических расстройств. Главным источником вдохновения для его внешности и поведения был покончивший с собой певец группы Nirvana. Постоянно повторяющаяся музыкальная тема, сопровождающая Бэтмена, — песня «Something in the Way», в которой Кобейн, ссылаясь на собственные воспоминания о юности, фантазирует о жизни без крова, питаясь травой и сырой рыбой. Главный герой фильма Ривза ведет двойную жизнь. Как Бэтмен, его считают, как и Джокера, «чудаком», «выбросом». Как Брюс Уэйн, он является уважаемым гражданином Готэма, принадлежащим к одной из двух семей-основателей города. Эта разница хорошо видна на примере полицейского Мартинеса, имеющего контакт с двумя ипостасями главного героя.
Я уделяю так много места описаниям психических расстройств обоих героев (с депрессией на первом плане, часто именуемой «болезнью цивилизации»), потому что их универсальность тесно связана с динамичным развитием капитализма — системы, элементы которой подвергаются критике и в Джокере, и в Бэтмене. Корреляция между ростом числа психических заболеваний и господством неолиберальной модели капитализма была продемонстрирована.
Хотя Бэтмен и Джокер являются вымышленными персонажами, они действуют в реальности, очень сильно отмеченной капиталистическим клеймом. Власть находится в руках богатейшей касты граждан, символами которой являются Томас Уэйн (Джокер) и Кармин Фальконе (Бэтмен) соответственно.
В Джокере Томас Уэйн — воплощение старого порядка, капиталистического различия между богатыми (лучшими) и бедными (низшими). Как Джокер, Бэтмен Томас Уэйн также является героем на границе мира политики и бизнеса. Тем не менее, он изображается в гораздо более положительном ключе. Его характер фильтруется через ностальгическую перспективу главного героя.